ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 38RS0003-01-2024-001877-83 |
Дата поступления | 19.04.2024 |
Категория дела | Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публич.полномочиями, должностных лиц, государственных и муници → Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления → прочие об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления |
Судья | Павлова Татьяна Алексеевна |
Дата рассмотрения | 30.05.2024 |
Результат рассмотрения | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Номер здания, название обособленного подразделения | Братский городской суд Иркутской области |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Регистрация административного искового заявления | 19.04.2024 | 14:27 | 20.04.2024 | ||||||
Передача материалов судье | 19.04.2024 | 16:08 | 20.04.2024 | ||||||
Решение вопроса о принятии к производству | 19.04.2024 | 16:09 | Административное исковое заявление принято к производству | 25.04.2024 | |||||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 19.04.2024 | 16:10 | 25.04.2024 | ||||||
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 19.04.2024 | 16:11 | 25.04.2024 | ||||||
Судебное заседание | 13.05.2024 | 14:00 | Отложено | неявка кого-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении о времени и месте судебного заседания | 25.04.2024 | ||||
Судебное заседание | 30.05.2024 | 10:00 | 207 | Вынесено решение по делу | ОТКАЗАНО в удовлетворении административного иска | 14.05.2024 | |||
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 05.06.2024 | 12:25 | 06.06.2024 | ||||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 11.06.2024 | 10:52 | 12.06.2024 | ||||||
Дело оформлено | 08.07.2024 | 15:06 | 04.07.2024 | ||||||
Дело передано в архив | 12.07.2024 | 16:06 | 10.07.2024 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ | Новохатский Сергей Васильевич | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Призывная комиссия г. Братска Иркутской области | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | ФКУ "Военный комиссариат Иркутской области" | 3808015973 | 380801001 | 1033801051976 | |||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Фозилов Раджабали Ахмадович |
УИД 38RS0003-01-2024-001877-83
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Братск 30 мая 2024 года
Братский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Павловой Т.А.,
при секретаре судебного заседания Мелиховой А.В.,
с участием административного ответчика – представителя федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Иркутской области» Новохатского С.В., действующего на основании доверенности от 14.06.2023 № 24,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1791/2024 по административному исковому заявлению Фозилова Раджабали Ахмадовича к призывной комиссии г. Братска Иркутской области, федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Иркутской области» о признании незаконным решения от 02.04.2024 о призыве на военную службу; о возложении обязанности устранить нарушение прав путем отмены незаконно вынесенного решения о призыве и принятии решения об освобождении Фозилова Раджабали Ахмадовича от призыва и зачислении в запас, в связи с достижением непризывного возраста,
УСТАНОВИЛ:
Фозилов Р.А. обратился в Братский городской суд Иркутской области с административным исковым заявлением к призывной комиссии г. Братска Иркутской области, федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Иркутской области» (далее - ФКУ «Военный комиссариат Иркутской области») о признании незаконным решения от 02.04.2024 о призыве на военную службу; о возложении обязанности устранить нарушение прав путем отмены незаконно вынесенного решения о призыве и принятии решения об освобождении Фозилова Р.А. от призыва и зачислении в запас, в связи с достижением непризывного возраста, в обоснование указав следующее.
Фозилов Р.А. состоит на воинском учете в отделе военного комиссариата г. Братск Иркутской области. 02.04.2024 был вызван повесткой военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу. Во время явки в указанную дату, он сообщил сотрудникам военного комиссариата, что в настоящий момент достиг непризывного возраста, однако его заявление было проигнорировано, после чего в отношении него было проведено медицинское освидетельствование с целью определения категории годности к военной службе. После проведения медкомиссии ему озвучили категорию годности к военной службе *** и направили на заседание призывной комиссии г. Братска Иркутской области. Несмотря на его повторное замечание на заседании призывной комиссии о том, что он достиг непризывного возраста, в связи с чем не подлежит призыву на срочную военную службу, призывная комиссия г.Братск Иркутской области 02.04.2024 приняла в отношении него решение о призыве на военную службу, что также подтверждается повесткой для отправки к месту нахождения военной службы на 22.04.2024.
С принятым решением не согласен, поскольку оно нарушает его права и законные интересы, что выражается в следующем.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ, гражданин, подлежащий призыву это лицо, которое не состоит в запасе.
Согласно ст. 52 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ запас создается из числа граждан, которые достигли определенного возрастного ценза (до 01.01.2024 – 27 лет). Статья содержит перечень оснований для зачисления в запас, нормы являются императивными.
Основным принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие. (Определение Конституционного Суда РФ от 18.01.2005 № 7-О).
П. 16 (1) Положения о воинском учете, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719, содержит механизм зачисления в запас без явки гражданина в военкомат и даже без реестра воинского учета.
Таким образом, граждане, которым в 2023 году исполнилось 27 лет, не должны призываться в 2024 году, решение о призыве от 02.04.2024 нарушает его право на освобождение от призыва на военную службу и зачисление в запас.
В судебное заседание Фозилов Р.А. не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте его рассмотрения. Ходатайствовал о рассмотрение дела в его отсутствие, поддержав в полном объеме административные исковые требования.
В судебном заседании административный ответчик – представитель ФКУ «Военный комиссариат Иркутской области» Новохатский С.В. административные исковые требования не признал, в судебном заседании пояснил, что Фозилов Р.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на воинском учете призывников в военном комиссариате (г. Братск Иркутской области) с 22.01.2024.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, осуществляется Федеральным законом РФ от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
В соответствии со ст. 26 вышеуказанного Закона, призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе организуют военные комиссариаты и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) по представлению военного комиссара.
Председатель призывной комиссии объявляет решение (заключение) гражданину, в отношении которого оно принято (вынесено). По письменному заявлению гражданина, поданному им в военный комиссариат, военный комиссариат в течение пяти рабочих дней со дня подачи заявления гражданином выдает ему под роспись выписку из протокола заседания призывной комиссии о соответствующем решении (заключении) либо направляет указанную выписку по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по указанному в заявлении гражданина адресу. При этом в случае направления указанной выписки по почте заказным письмом датой ее вручения считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма.
Решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано в порядке, установленном разделом V.1 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 5.1 вышеуказанного Закона, граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинской организации) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты.
В соответствии с распоряжением Губернатора Иркутской области от 29.03.2024 № 92-р «О призыве на военную службу граждан Российской Федерации в Иркутской области в апреле-июле 2024 года» создана призывная комиссия муниципального образования города Братска на период с 1 апреля по 15 июля 2024 года. Этим же распоряжением Губернатора Иркутской области создана призывная комиссия Иркутской области на период с 1 апреля по 15 июля 2024 года.
При постановке на воинский учет призывников в январе 2024 года, принявший гражданство Российской Федерации Фозилов Р.А. не состоял на воинском учете граждан пребывающих в запасе, соответственно на него распространяются требования закона № 439-ФЗ от 04.08.2023, вступившего в законную силу с 01.01.2024, подлежащих призыву на военную службу граждан мужского пола в возрасте от 18 до 30 лет.
При постановке на воинский учет, призывником Фозиловым Р.А. были высказаны жалобы врачу специалисту невропатологу (лист медицинского освидетельствования от 15.02.2024 от 02.04.2024), на основании чего по направлению военного комиссариата (города Братск Иркутской области) Фозилов Р.А. проходил медицинское обследование в ОГАУЗ «Братская городская больница ***» с 05.02.2024 по 08.02.2024 (Медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина *** от 23.01.2024), а также представленного на призывную комиссию Фозиловым Р.А. протокол МРТ-исследования *** от 30.11.2023 из диагностического центра ООО «Планета», где он проходил исследование <данные изъяты>.
Как следует из материалов дела, призывнику Фозилову Р.А. в период весеннего призыва проведено медицинское освидетельствование, по результатам которого Фозилов Р.А. признан *** годным к военной службе <данные изъяты> «Требований к состоянию здоровья граждан при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации», являющихся приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 ***.
Решением призывной комиссии, протокол № 2 от 02.04.2024, Фозилов Р.А. призван на военную службу по призыву. Решение призывной комиссии подписано председателем комиссии, его заместителем и членами призывной комиссии. Состав комиссии на заседании присутствовал в полном составе, о чем свидетельствуют их подписи в протоколе.
Призывнику Фозилову Р.А была вручена повестка серии ИБ ***, под личную подпись, о явке в военный комиссариат (города Братск Иркутской области), для отправки на СПО (для убытия в воинскую часть для прохождения военной службы) назначенной на 22.04.2024 к 17-00 час.
Иных доказательств, которые явились бы основанием для вынесения иного решения о состоянии годности и призыве на военную службу, Фозиловым Р.А. в суд не представлено.
Считает, что в материалах дела имеются обстоятельства, на которые суду необходимо обратить внимание при принятии решения.
Так, Фозилов Р.А. принял гражданство Российской Федерации в 2022 году и согласно требованиям вышеуказанного Закона обязан был в двухнедельный срок встать на воинский учет, но в нарушение данного требования встал на воинский учет только в январе 2024 года, то есть не выполнил данные обязательства при принятии присяги гражданина Российской Федерации.
Так в соответствии с требованиями ст. 10 вышеуказанного Закона, в целях обеспечения воинского учета граждане, в том числе обязаны:
- сообщить в письменной или электронной форме через Портал государственных и муниципальных услуг (функций) в военный комиссариат либо в местную администрацию соответствующего поселения, муниципального или городского округа, осуществляющую первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы (учебы) или должности, сведения о переезде на новое место пребывания, не подтвержденные регистрацией, либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию либо явиться в военный комиссариат в двухнедельный срок со дня наступления указанных событий (при отсутствии уведомления от военного комиссариата об изменении сведений в автоматизированном режиме с учетом требований статьи 8.1 настоящего Федерального закона).
Считает, что решение призывной комиссии муниципального образования города Братска Иркутской области о признании его годным по состоянию здоровья с незначительными ограничениями и призыве Фозилова Р.А. на военную службу принято на законном основании и требования, заявленные Фозиловым Р.А. к призывной комиссии муниципального образования города Братска Иркутской области, ФКУ «Военный комиссариат Иркутской области» являются незаконными и необоснованными.
В судебное заседание не явился представитель административного ответчика призывной комиссии муниципального образования г. Братска Иркутской области, будучи извещен надлежащим образом о дате и месте рассмотрения, ходатайствовал о рассмотрении административного дела в его отсутствие.
Выслушав представителя административного ответчика, суд полагает, что административное исковое заявление удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В силу ч. 9 указанной статьи, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3)соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ).
Анализ приведенных положений закона свидетельствует о том, что нарушение прав и свобод административного истца и необходимость в их восстановлении является обязательным основанием для удовлетворения административного искового заявления о признании незаконными решений органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Согласно преамбуле Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» настоящий Федеральный закон определяет основы и организацию обороны Российской Федерации, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны.
В целях обороны устанавливается воинская обязанность граждан Российской Федерации (ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ).
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан закреплено в Федеральном законе от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (с последующими изменениями и дополнениями), (далее – Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ).
Указом Президента РФ от 22.11.2023 № 889 «Вопросы гражданства Российской Федерации» утверждено Положение о порядке принесения присяги гражданина Российской Федерации, согласно которому лицо, в отношении которого органом, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, принято решение о приобретении гражданства Российской Федерации на основании пункта 2, 4 или 5 статьи 12 Федерального закона от 28.04.2023 № 138-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», приносит Присягу гражданина Российской Федерации перед Государственным флагом Российской Федерации.
Добровольно и осознанно принимая гражданство Российской Федерации, Фозилов Р.А. торжественно поклялся соблюдать Конституцию и законодательство Российской Федерации, права и свободы ее граждан; исполнять обязанности гражданина Российской Федерации на благо государства и общества; защищать свободу и независимость Российской Федерации; быть верным России, уважать ее культуру, историю и традиции.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны при приобретении гражданства Российской Федерации (для граждан, подлежащих постановке на воинский учет) явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат или в недельный срок подать заявление через Портал государственных и муниципальных услуг (функций) со дня наступления указанных событий в военный комиссариат для постановки на воинский учет.
Согласно представленным сведениям МУ МВД России «Братское» Иркутской области Фозилов Р.А. решением ГУ МВД России по Иркутской области от 26.03.2022 *** принят в гражданство Российской Федерации на основании ч. 2.2. ст. 14 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации (в настоящее время закон утратил законную силу).
В нарушение ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» Фозилов Р.А. не явился в двухнедельный срок в военный комиссариат или в недельный срок не подал заявление через Портал государственных и муниципальных услуг (функций) со дня наступления указанных событий в военный комиссариат для постановки на воинский учет, соответственно не выполнил обязанность встать на воинский учет, злоупотребив правами, фактически уклонился от прохождения военной службы в период призывной компании с 01 ноября по 31 декабря 2022 года, в соответствии с Указом Президента РФ от 30.09.2022 № 691 «О призыве в ноябре - декабре 2022 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву».
В соответствии с Инструкцией об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности, утвержденной приказом Министра обороны РФ № 366, МВД РФ № 789, ФМС РФ № 197 от 10.09.2007, сведения о Фозилове Р.А. в военном комиссариате г. Братска Иркутской области отсутствовали.
В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ (в ред. Федерального закона от 04.08.2023 № 439-ФЗ) призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 30 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
Как следует из материалов административного дела, на момент первоначальной постановки на воинский учет граждан призывников в военном комиссариате г. Братска Иркутской области ДД.ММ.ГГГГ, Фозилову Р.А. исполнилось 28 лет, однако на воинском учете граждан, пребывающих в запасе, он не состоял.
В соответствии с п. 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 № 663, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований) направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему необходимо явиться на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
Согласно представленной учетной карте призывника, Фозилову Р.А. в период с 22.01.2024 по 02.04.2024 проведено медицинское освидетельствование, по результатам которого Фозилов Р.А. признан *** годным к военной службе <данные изъяты> «Требования к состоянию здоровья граждан при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации», являющихся приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 ***.
Решением призывной комиссии - протокол № 2 от 02.04.2024, Фозилов Р.А. призван на военную службу по призыву. Решение призывной комиссии подписано председателем комиссии, его заместителем и членами призывной комиссии. Состав комиссии на заседании присутствовал в полном составе. Все жалобы Фозилова Р.А. относительно состояния здоровья были учтены медицинской комиссией, что подтверждается листом медицинского освидетельствования от 15.02.2024 от 02.04.2024, на основании чего по направлению военного комиссариата г. Братска Иркутской области проходил медицинское обследование в ОГАУЗ «Братская городская больница ***» в период времени с 05.02.2024 по 08.02.2024 (Медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина от 23.01.2024 ***), а также представленного на призывную комиссию протоколом МРТ-исследования от 30.11.2023 *** из диагностического центра ООО «Планета», где он проходил исследование <данные изъяты>.
Фозилов Р.А. в период весеннего призыва проведено медицинское освидетельствование, по результатам которого признан *** годным к военной службе <данные изъяты> «Требований к состоянию здоровья граждан при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации», являющихся приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 ***.
Решением призывной комиссии, протокол № 2 от 02.04.2024, Фозилов Р.А. призван на военную службу по призыву. Призывнику была вручена повестка серии ИБ ***, под личную подпись, о явке в военный комиссариат г. Братска Иркутской области для отправки на СПО (для убытия в воинскую часть для прохождения военной службы) назначенной на 22.04.2024.
Действия призывной комиссии г. Братска Иркутской области и ФКУ «Военный комиссариат Иркутской области» были осуществлены в соответствии с требованиями федерального законодательства и соответствовали нормам, в том числе Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Распоряжения Губернатора Иркутской области от 29.03.2024 № 92-р «О призыве на военную службу граждан Российской Федерации в Иркутской области в апреле – июле 2024 года».
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 5 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.10.2014 № 26-П, неисполнение гражданином Российской Федерации конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву при отсутствии предусмотренных законом оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или отсрочки от призыва предполагает, как правило, совершение им действий или бездействие, которые сопряжены с неисполнением им обязанностей по воинскому учету, предусмотренных Федеральным законом № 53-ФЗ, или свидетельствуют об уклонении от призыва на военную службу и для пресечения которых в действующем законодательстве предусматриваются механизмы, влекущие административную или уголовную ответственность.
Поскольку судом установлено и не опровергнуто Фозиловым Р.А., что Фозилов Р.А. после принятия гражданства Российской Федерации на воинский учет по месту жительства не вставал, при том, что постановка на воинский учет является обязанностью гражданина, подлежащего призыву. Невыполнение обязанности по постановке на воинский учет повлекло невозможность проведения в отношении Фозилова Р.А. призывных мероприятий в установленный законом срок.
Вместе с тем, доказательств нарушения прав и законных интересов административного истца не представлено, действия административных ответчиков являются законными и обоснованными, в связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии достаточных оснований для удовлетворения требований административного истца.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого решения нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Такой совокупности при рассмотрении настоящего административного дела не установлено. Действия призывной комиссии г. Братска Иркутской области по призыву Фозилова Р.А. на военную службу произведены в соответствии с требованиями действующего законодательства и в пределах компетенции должностных лиц.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административных исковых требований Фозилова Раджабали Ахмадовича к призывной комиссии г. Братска Иркутской области, федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Иркутской области» о признании незаконным решения от 02.04.2024 о призыве на военную службу; о возложении обязанности устранить нарушение прав путем отмены незаконно вынесенного решения о призыве и принятии решения об освобождении Фозилова Раджабали Ахмадовича от призыва и зачислении в запас, в связи с достижением непризывного возраста, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня составления судом решения в окончательной форме.
Судья Т.А. Павлова
Мотивированное решение составлено 05 июня 2024 года.
