ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 38RS0003-01-2025-000409-41 |
Дата поступления | 31.01.2025 |
Судья | Большакова Наталья Евгеньевна |
Дата рассмотрения | 18.03.2025 |
Результат рассмотрения | Вынесен ПРИГОВОР |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Регистрация поступившего в суд дела | 31.01.2025 | 14:44 | 01.02.2025 | ||||||
Передача материалов дела судье | 31.01.2025 | 16:02 | 01.02.2025 | ||||||
Решение в отношении поступившего уголовного дела | 03.02.2025 | 12:11 | Назначено судебное заседание | 05.02.2025 | |||||
Судебное заседание | 17.02.2025 | 12:00 | Заседание отложено | ДРУГИЕ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ОТЛОЖЕНИЯ ДЕЛА | 05.02.2025 | ||||
Судебное заседание | 14.03.2025 | 10:00 | Заседание отложено | ДРУГИЕ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ОТЛОЖЕНИЯ ДЕЛА | 18.02.2025 | ||||
Судебное заседание | 18.03.2025 | 14:00 | Постановление приговора | 15.03.2025 | |||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 25.03.2025 | 16:45 | 26.03.2025 | ||||||
Дело оформлено | 25.03.2025 | 16:45 | 26.03.2025 |
ЛИЦА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Фамилия / наименование | Перечень статей | Дата рассмотрения дела в отношении лица | Результат в отношении лица | ||||||
Павлов Василий Владимирович | ст.322.3 УК РФ | 18.03.2025 | ОБВИНИТЕЛЬНЫЙ приговор |
СТОРОНЫ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Лицо, участвующее в деле (ФИО, наименование) | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
Защитник (адвокат) | Анисатова Ирина Леонидовна |
38RS0***-41
Дело № 1-150/2025
ПРИГОВОР
именем Российской Федерации
г.Братск 18 марта 2025 года
Братский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Большаковой Н.Е., при ведении протокола секретарями судебного заседания Боржаевой А.А., Батуро Т.А., с участием государственного обвинителя Халтаева Р.А., подсудимого Павлова В.В., его защитника – адвоката Анисатовой И.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении Павлова Василия Владимировича, <данные изъяты> обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст. 322.3 УК РФ,
установил:
подсудимый Павлов В.В. совершил фиктивную постановку на учет иностранных граждан по месту пребывания в Российской Федерации при следующих обстоятельствах:
Павлов В.В., имея регистрацию в жилом помещении, расположенном по адресу: Иркутская область, город Братск, жилой район Центральный, улица <адрес>, зная о необходимости иностранному гражданину с целью соблюдения установленного порядка регистрации, передвижения и выбора места жительства уведомлять органы миграционного контроля о его месте пребывания, понимая, что без данного уведомления пребывание иностранного гражданина на территории Российской Федерации является незаконным, фактически не являясь принимающей стороной, в нарушение требований п. 7 ст. 2 Федерального закона РФ от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», в период с 17:00 28 марта 2024 года до 20:00 16 июля 2024 года умышленно, фиктивно поставил на учет семерых иностранных граждан в жилом помещении по адресу: Иркутская область, город Братск, жилой район Центральный, <адрес>, путем оформления уведомлений о прибытии иностранных граждан по месту пребывания в Российской Федерации, фактически не предоставляя при этом место пребывания иностранным гражданам и не имея намерения его предоставлять.
Так, 28 марта 2024 года в период с 17:00 до 20:00 Павлов В.В. обратился в отделение Государственного автономного учреждения «Иркутский областной многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», расположенное по улице Баркова, дом 43 жилой район Центральный города Братска Иркутской области, где действуя умышленно, с целью фиктивной постановки на учет иностранных граждан по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации, оформил необходимые уведомления о месте пребывания граждан РР умышленно указав ложные сведения о месте их пребывания в квартире, расположенной по адресу: Иркутская область, город Братск, жилой район Центральный, <адрес>. При этом, достоверно знал о том, что данные иностранные граждане по указанному адресу пребывать не будут, и фактически жилое помещение по вышеуказанному адресу Павлов В.В. данным иностранным гражданам для пребывания не предоставит и не имеет намерения предоставлять.
Далее, 16 июля 2024 года в период с 12:00 до 20:00 Павлов В.В., продолжая свои преступные действия, направленные на фиктивную постановку на учет иностранного гражданина по месту пребывания в Российской Федерации, обратился в отделение Государственного автономного учреждения «Иркутский областной многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», расположенное по улице Баркова, дом 43, жилой район Центральный города Братска Иркутской области, и действуя умышленно, с целью фиктивной постановки на учет иностранных граждан по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации, оформил необходимые уведомления о месте пребывания граждан РР, умышленно указав ложные сведения о месте их пребывания в квартире, расположенной по адресу: Иркутская область, город Братск, жилой район Центральный, <адрес> При этом, достоверно знал о том, что данные иностранные граждане по указанному адресу пребывать не будут, и фактически жилое помещение по вышеуказанному адресу Павлов В.В. данным иностранным гражданам для пребывания не предоставит и не имеет намерения предоставлять.
Таким образом, на основании поданных Павловым В.В. документов сотрудники отдела по вопросам миграции МУ МВД России «Братское», расположенного по адресу: Иркутская область, город Братск, жилой район Центральный, улица Подбельского, 33 «а» 28 марта 2024 года в период с 17:00 до 20:00 поставили на миграционный учет иностранных граждан РР, на период пребывания с 15.01.2024 года до 25.04.2024 года, КК, 02.06.1995 года рождения, на период пребывания с 26.03.2024 года до 23.06.2024 года, НН, 12.11.1988 года рождения, на период пребывания с 21.04.2023 года до 25.04.2024 года, 16 июля 2024 года в период с 12:00 до 20:00 поставили на миграционный учет иностранных граждан РР, на период пребывания с 14.07.2024 года до 11.10.2024 года, ЗЗ, на период пребывания с 14.07.2024 года до 11.10.2024 года, ББ, на период пребывания с 14.07.2024 года до 11.10.2024 года.
Тем самым, Павлов В.В. своими едиными преступными действиями лишил возможности отдел по вопросам миграции МУ МВД России «Братское», расположенный по адресу: Иркутская область, город Братск, жилой район Центральный, улица Подбельского, 33 «а», а также органы, отслеживающие исполнение законодательных актов Российской Федерации, осуществлять контроль за соблюдением указанными иностранными гражданами правил миграционного учета и их передвижением на территории Российской Федерации.
В судебном заседании подсудимый Павлов В.В. вину в совершении преступления, обстоятельства которого изложены выше, признал полностью, суду показал, что к нему обратился малознакомый, с которым он работал непродолжительное время, с просьбой поставить на учет по месту регистрации иностранных граждан, чтобы те могли осуществлять трудовую деятельность в Братске. На данную просьбу он согласился, т.к. нужны были деньги, чтобы заплатить за квартиру. После этого данный малознакомый дважды передавал ему документы на иностранных граждан, с документами он ходил в 2 МФЦ, расположенные в ж.р. Центральный г.Братска, где оформлял постановку иностранных граждан на учет, всего поставил на учет по месту своей регистрации по адресу: г.Братск, ул<адрес>
Ввиду существенных противоречий по ходатайству государственного обвинителя были оглашены показания, данные подсудимым на стадии предварительного расследования и подтвержденные в судебном заседании, из которых следует, что 28 марта 2024 года около 17 часов к нему обратился малознакомый мужчина, гражданин Республики Узбекистан, с просьбой поставить на миграционный учет по адресу регистрации семерых иностранных граждан, пообещав за это денежное вознаграждение в общей сумме 4000 рублей. Он согласился помочь, поскольку нуждался в деньгах. Мужчина пояснил, что на данный момент необходимо поставить только трех граждан Республики Узбекистана, остальных нужно будет поставить на миграционный учет позже, так как в настоящее время нет необходимых документов. В тот момент он понимал и осознавал, что данные иностранные граждане проживать по месту его регистрации не будут, так как по указанному адресу проживает его родной брат Иван со своей семьей. Мужчина ему сообщил, что для оформления уведомлений о прибытии иностранных гражданин необходимо лишь его паспорт гражданина Российской Федерации, где имеется штамп о регистрации, и пакет документов, который тот ему сам предоставит. Взяв у мужчины пакет документов, он прошел в офис «Иркутского областного многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг», расположенный по адресу: Иркутская область, г. Братск, ж.р. Центральный, ул. Баркова, 43, где обратился к специалисту, предоставил паспорт гражданина РФ на свое имя и документы, которые ему передал вышеуказанный мужчина, а именно: паспорта трех иностранных граждан, три заполненных уведомления о прибытии иностранных граждан в место пребывания и три миграционные карты. Далее сотрудник МФЦ передала ему проверенные бланки уведомлений о прибытии иностранных граждан в место пребывания, где он в графе «достоверность предоставленных сведений, а также согласие на временное нахождение у меня подтверждаю» поставил свои подписи, при этом понимал, что предоставлять иностранцам для проживания квартиру по адресу: г. Братск, <адрес>, не будет ни в каком случае. После чего сотрудник МФЦ вернула ему документы, которые он затем передал мужчине, который ожидал его на улице, тот передал ему денежные средства в размере 2000 рублей, пояснив, что еще 2000 рублей заплатит, когда он поставит на учет еще четырёх граждан. После этого, 16 июля 2024 года около 12 часов к нему вновь обратился вышеуказанный мужчина, передав ему пакет документов на 4 иностранных граждан. С данными документами он прошел в офис «Иркутского областного многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг», который расположен по адресу: г. Братск, ж.р. Центральный, ул. Баркова, 43, где также как и ранее обратился к специалисту, предоставив паспорт гражданина РФ на свое имя и документы, полученные от вышеуказанного мужчины, а именно: паспорта четырех иностранных граждан, четыре заполненных уведомления о прибытии иностранных граждан в место пребывания и четыре миграционные карты. Далее сотрудник МФЦ передала ему проверенные бланки уведомлений о прибытии иностранных граждан в место пребывания, где он в графе «достоверность предоставленных сведений, а также согласие на временное нахождение у меня подтверждаю» поставил свои подписи, при этом понимал, что предоставлять для проживания иностранцам квартиру, где зарегистрирован, не будет ни в каком случае. После чего сотрудник МФЦ вернула ему документы, которые он затем передал мужчине, который ожидал его на улице, после чего тот передал ему денежные средства в размере 2000 рублей. Ранее в опросе ошибочно указал адрес МФЦ по пр. Ленина. Если бы сотрудники полиции не уличили его в совершении данного преступления и не установили факт фиктивной постановки на регистрационный учет иностранных граждан, то самостоятельно бы он не явился в отдел полиции и не покаялся в содеянном. (т.1 л.д.120-125, 215-217)
Кроме собственного признания виновность подсудимого в совершении преступления подтверждается показаниями свидетелей, письменными материалами, исследованными в судебном заседании.
Так, из показаний свидетеля СС Ю.И., врио начальника отдела по вопросам миграции МУ МВД России «Братское», суду известно, что в ее должностные обязанности входит выявление незаконно находящихся на территории РФ иностранных граждан, контроль над их пребыванием на территории РФ, контроль над осуществлением постановки на учет иностранных граждан, привлечение к административной ответственности иностранных граждан в случаях нарушения ими миграционного законодательства. Согласно Приказу МВД России от 10 декабря 2020 г. № 856 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, форм заявления иностранного гражданина или лица без гражданства о регистрации по месту жительства, уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания, отметок о регистрации (снятии с регистрации) иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства, отметок о подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином или лицом без гражданства действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания, проставляемых, в том числе, многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг», непосредственное предоставление государственной услуги осуществляется подразделениями по вопросам миграции. В предоставлении государственной услуги принимают участие организации федеральной почтовой связи и многофункциональные центры при наличии соответствующего соглашения о взаимодействии, в связи с чем на территории города Братска заявления по осуществлению миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, в том числе и прием уведомлений о прибытии иностранных граждан в место пребывания и проставления отметки о приеме уведомлений, правомочны принимать сотрудники Государственного автономного учреждения «Иркутский областной многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» по адресу: Иркутская область, город Братск, ж.р. Центральный, ул. Баркова, 43, а также по адресу: Иркутская область, город Братск, ж.р. Центральный, пр. Ленина, 37. Уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания находятся в свободном доступе для населения. То есть можно их взять в сети интернет, или в Многофункциональном центре «Мои документы», или в ОВМ МУ МВД России «Братское». Когда в ОВМ МУ МВД России «Братское» приходят данные документы из Государственного автономного учреждения «Иркутский областной многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», то обычно в уведомлениях о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания принимающая сторона сама заполняет графу «срок пребывания», графа «дата въезда» заполняется согласно сведениям миграционной карты. Если в уведомлении графа «срок пребывания» не заполнена, тогда инспекторы ОВМ МУ МВД России «Братское» вызывают к себе принимающую сторону или созваниваются с принимающей стороной для того, чтобы выяснить дату, до которой принимающая сторона принимает у себя иностранного гражданина. После чего инспекторы ОВМ МУ МВД России «Братское» вносят данные в базу данных ОВМ и уведомления, поступившие из МФЦ регистрируются. В адрес ОВМ МУ МВД России «Братское» из ГАУ «Иркутский областной многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» поступают уведомления о прибытии иностранных граждан, с копиями документов, послуживших основанием для постановки на миграционный учет иностранных граждан, как СНГ, так и Дальнего Зарубежья.
Так, 28 марта 2024 года из многофункционального центра, расположенного по адресу: Иркутская область город Братск, ул. Баркова, 43, в отдел по вопросам миграции МУ МВД России «Братское» по адресу: г. Братск, ул. Подбельского, д. 33 А, поступили уведомления о прибытии иностранных граждан по адресу: город Братск, <адрес>, – на граждан Узбекистана: ХХ). 16.07.2024 года из того же многофункционального центра в отдел по вопросам миграции МУ МВД России «Братское» поступили уведомления о прибытии иностранных граждан по тому же адресу – на граждан Узбекистана: ХХ). Принимающей стороной у вышеуказанных иностранных граждан согласно сведениям, указанным в уведомлениях, выступил гражданин РФ Павлов Василий Владимирович, <данные изъяты>, у которого в предоставленной МФЦ копии паспорта гражданина РФ, выданной на его имя, имелся штамп регистрации по адресу: г. Братск, <адрес>. Для постановки на миграционный учет присутствие самого иностранного гражданина не обязательно, необходимы только копии его документов. Вышеуказанные уведомления о прибытии иностранных граждан в место пребывания, поступившие в адрес отдела по вопросам миграции МУ МВД России «Братское» из многофункционального центра по ул. Баркова, д. 43, были внесены в информационную базу данных ОВМ за №№ 2031, 2032, 2045, 5033, 5034, 5035, 5036. В ходе проведения проверочных мероприятий по адресу: Иркутская область город Братск, <адрес>, инспекторами ОВМ МУ МВД России «Братское» было установлено, что иностранные граждане по данному адресу не проживают и не проживали, следовательно, Павлов В.В. осуществил фиктивную постановку на миграционный учет иностранных граждан по месту пребывания в квартире по указанному адресу, тем самым Павлов В.В. лишил возможности ОВМ МУ МВД России «Братское», а также органы, отслеживающие исполнение законодательных актов РФ, осуществлять контроль над соблюдением указанными гражданами правил миграционного учета и их передвижениями на территории РФ. Постановка на миграционный учет по месту пребывания иностранных граждан носит уведомительный, а не разрешительный характер, в связи с чем, у сотрудников отдела по вопросам миграции МУ МВД России «Братское» отсутствует возможность отказать в принятии данного рода уведомлений. Документы на иностранных граждан находятся при ней, она готова выдать их добровольно. (т. 1 л.д. 175-180)
Согласно протоколу выемки от 3 января 2025 года у свидетеля СС Ю.И. изъяты документы, послужившие основанием для постановки на миграционный учет по месту пребывания иностранных граждан (т. 1 л.д. 184-186), осмотром которых установлено (т. 1 л.д. 187-190), что
- уведомление о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания № 2031 содержит данные о гражданине Республики Узбекистан ХХ, его паспорте, миграционной карте, указаны дата въезда 15 января 2024 года, срок пребывания до 25 апреля 2024 года, место пребывания по адресу: Иркутская область, г. Братск, <адрес>, принимающей стороной указан Павлов В.В., имеется его подпись, дата 28 марта 2024 года. К уведомлению приложены копии паспорта и миграционной карты ХХ Р.Э. иные документы, паспорта Павлова В.В. (т. 1 л.д. 24-36);
- уведомление о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания № 2032 содержит данные о гражданине Республики Узбекистан НН, его паспорте, миграционной карте, указаны дата въезда 21 апреля 2023 года, срок пребывания до 25 апреля 2024 года, место пребывания по адресу: Иркутская область, г. Братск, <адрес>, принимающей стороной указан Павлов В.В., имеется его подпись, дата 28 марта 2024 года. К уведомлению приложены копии паспорта и миграционной карты НН А.Н., иные документы, копия паспорта Павлова В.В. (т. 1 л.д. 43-61);
- уведомление о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания № 2045 содержит данные о гражданине Республики Узбекистан КК, его паспорте, миграционной карте, указаны дата въезда 26 марта 2024 года, срок пребывания до 23 июня 2024 года, место пребывания по адресу: Иркутская область, г. Братск, <адрес>, принимающей стороной указан Павлов В.В., имеется его подпись, дата 28 марта 2024 года. К уведомлению приложены копии паспорта и миграционной карты КК А.Х., иные документы, копия паспорта Павлова В.В. (т. 1 л.д. 37-42);
- уведомление о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания № 5033 содержит данные о гражданине Республики Узбекистан ББ, его паспорте, миграционной карте, указаны дата въезда 14 июля 2024 года, срок пребывания до 11 октября 2024 года, место пребывания по адресу: Иркутская область, г. Братск, <адрес>, принимающей стороной указан Павлов В.В., имеется его подпись, дата 16 июля 2024 года. К уведомлению приложены копии паспорта и миграционной карты ББ Ш.А., паспорта Павлова В.В. (т. 1 л.д. 19-23);
- уведомление о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания № 5034 содержит данные о гражданине Республики Узбекистан ЗЗ, его паспорте, миграционной карте, указаны дата въезда 14 июля 2024 года, срок пребывания до 11 октября 2024 года, место пребывания по адресу: Иркутская область, г. Братск, <адрес>, принимающей стороной указан Павлов В.В., имеется его подпись, дата 16 июля 2024 года. К уведомлению приложены копии паспорта и миграционной карты ЗЗ А.У., паспорта Павлова В.В. (т. 1 л.д. 15-18);
- уведомление о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания № 5035 содержит данные о гражданине Республики Узбекистан НН, его паспорте, миграционной карте, указаны дата въезда 14 июля 2024 года, срок пребывания до 11 октября 2024 года, место пребывания по адресу: Иркутская область, г. Братск, <адрес>, принимающей стороной указан Павлов В.В., имеется его подпись, дата 16 июля 2024 года. К уведомлению приложены копии паспорта и миграционной карты НН Х.К., паспорта Павлова В.В. (т. 1 л.д. 10-14);
- уведомление о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания № 5036 содержит данные о гражданине Республики Узбекистан ХХ, его паспорте, миграционной карте, указаны дата въезда 14 июля 2024 года, срок пребывания до 11 октября 2024 года, место пребывания по адресу: Иркутская область, г. Братск, <адрес>, принимающей стороной указан Павлов В.В., имеется его подпись, дата 16 июля 2024 года. К уведомлению приложены копии паспорта и миграционной карты ХХ О.Э., паспорта Павлова В.В. (т. 1 л.д. 6-9).
Из показаний свидетелей РР А.Э. и ММ Е.Н., сотрудников ГАУ «Иркутский областной многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», расположенного по адресу: г. Братск, ул. Баркова, 43, суду известно, что в их должностные обязанности входит прием заявлений от граждан по осуществлению государственных услуг, в том числе прием заявлений с целью постановки на миграционный учет по месту пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства. Согласно постановлению Правительства РФ от 27 сентября 2011 года № 797 «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления» (вместе с «Положением о требованиях к заключению соглашений о взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных бюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления»), между многофункциональными центрами региона заключено соглашение о взаимодействии с отделом по вопросам миграции МУ МВД России «Братское», на основании которого МФЦ правомочно принимать заявления от граждан, выступающих в качестве принимающей стороны иностранных граждан. Режим работы отделения в будние дни: понедельник, среда, пятница – с 09:00 до 19:00, вторник, четверг - с 09:00 до 20:00, суббота – с 09:00 до 16:00, воскресенье выходной день. Процедура оформления уведомлений о постановке на миграционный учет иностранных граждан следующая. Гражданин РФ обращается в МФЦ с документом, удостоверяющим его личность, то есть с паспортом гражданина РФ на свое имя, в котором имеется штамп о регистрации по месту жительства. Присутствие самих иностранных граждан, которых ставят на миграционный учет, не обязательно, достаточно копий их документов, а именно копии паспорта гражданина, копии миграционный карты и при наличии патента на работу. Специалист МФЦ сам заполняет уведомления о прибытии иностранного гражданина либо обратившийся гражданин приносит и передает специалисту готовый пакет документов, то есть данные уведомления о прибытии уже заполнены, в последнем случае специалистом только проверяется правильность их заполнения, после чего ставится печать о приеме данных документов и корешок уведомления выдается на руки гражданину РФ для того, чтобы тот передал его иностранному гражданину, которого он поставил на миграционный учет.
28 марта 2024 года в отделение ГАУ «МФЦ ИО» обратился гражданин Павлов Василий Владимирович, <данные изъяты>, с уведомлениями о постановке на миграционный учет по месту пребывания: г. Братск, <адрес>, трех граждан Узбекистана: ХХ).
16 июля 2024 года в отделение ГАУ «МФЦ ИО» вновь обратился гражданин Павлов Василий Владимирович, <данные изъяты>, с уведомлениями о постановке на миграционный учет по месту пребывания: г. Братск, ул. <адрес>, четырех граждан Узбекистана: ХХ
В обоих случаях Павлов В.В. предоставил паспорт гражданина РФ на свое имя. Специалисты МФЦ прежде чем начать оформление документов, удостоверили личность обратившегося гражданина с предъявленным паспортом. Далее каждый специалист МФЦ разъяснил Павлову В.В. порядок пребывания иностранных граждан в его жилище, наступление уголовной ответственности в случае фиктивной постановки на миграционный учет иностранных граждан. Далее посредством специальной программы были составлены электронные заявления, в которые вносились данные принимающей стороны – Павлова В.В., данные его паспорта, а также перечень всех прилагаемых документов. После бланк заявления распечатан на бумажный носитель, в заявлении были расписаны права и обязанности принимающей стороны при осуществлении постановки на миграционный учет, изложено, что в случае фиктивной постановки на миграционный учет наступает уголовная ответственность, предусмотренная ст. 322.3 УК РФ, а так же приведено понятие фиктивной постановки на учет иностранных граждан. После проверки внесенных данных Павлов В.В. поставил в заявлениях свои подписи, тем самым был предупрежден о правовых последствиях в случае нарушения им своих обязанностей, как принимающей стороны. Затем Павлов В.В. в уведомлении о прибытии ставил свою подпись, подтверждая тем самым свое согласие на предоставление места проживания вышеуказанным иностранным гражданам по своему адресу. После того, как документы от Павлова В.В. были приняты, был сформирован пакет документов и вместе с подписанными Павловыми В.В. уведомлениями в дальнейшем направлен в адрес отдела по вопросам миграции МУ МВД России «Братское».
Осмотрев в порядке ст. 190 УПК РФ предъявленные следователем копии уведомлений о прибытии иностранных граждан в место пребывания ММ Е.Н. - на граждан Узбекистана ХХ (период пребывания с 15.01.2024 до 25.04.2024); КК (период пребывания с 26.03.2024 до 23.06.2024); НН (период пребывания с 21.04.2023 до 25.04.2024), заполненные 28 марта 2024 года, РР А.Э. - на граждан Узбекистана ХХ (период пребывания с 14.07.2024 до 11.10.2024); НН (период пребывания с 14.07.2024 до 11.10.2024); ЗЗ (период пребывания с 14.07.2024 до 11.10.2024); ББ (период пребывания с 14.07.2024 до 11.10.2024), заполненные 16 июля 2024 года, свидетели подтвердили, что находились на рабочем месте 28 марта 2024 года и 16 июля 2024 года соответственно, подписи в соответствующих документах исполнены ими. Обе настаивали, что на учет иностранных граждан ставил именно Павлов В.В., личность которого они устанавливали по паспорту. (т. 1 л.д. 164-167, 168-171)
Из показаний свидетеля ДД Р.С., участкового уполномоченного полиции ОП № 2 МУ МВД России «Братское», суду известно, что в сентябре 2024 года из ОВМ МУ МВД России «Братское» в отдел полиции № 2 в рамках мониторинга адресов фиктивной и массовой постановки на миграционный учет по месту жительства иностранных граждан, поступили сведения для организации проведения проверочных мероприятий, по установлению фактического проживания, пребывания, иностранных граждан. Согласно поступившим сведениям на миграционный учет в отдел по вопросам миграции МУ МВД России «Братское» по адресу: г. Братск, <адрес>, были поставлены на учет иностранные граждане, а именно: 16 июля 2024 года граждане Узбекистана ХХ В ходе проведения проверки им был проверен адрес: г. Братск, <адрес>. В результате проверки установлено, что по данному адресу указанные иностранные граждане не проживают и ранее не проживали. В ходе проверки по данному материалу было установлено, что принимающей стороной у вышеуказанных иностранных граждан выступил Павлов В.В., <данные изъяты>, который своими умышленными действиями, направленными на фиктивную постановку на миграционный учет иностранных граждан по месту пребывания в Российской Федерации, лишил возможности отдел по вопросам миграции МУ МВД России «Братское», а также органы, отслеживающие исполнение законодательных актов РФ, осуществлять контроль за соблюдением иностранными гражданами правил миграционного учета и их передвижениями на территории РФ. Собранный материал проверки был передан в отдел дознания ОП № 2 МУ МВД России «Братское» для принятия правового решения. (т. 1 л.д. 172-174)
Свидетель ПП Е.В. суду показала, что подсудимый Павлов В.В. <данные изъяты>. По адресу: г.Братск, <адрес>, проживает ее другой брат Павлов И.В. со своей сожительницей КК В.Я. В данной квартире зарегистрированы она, ее сын, три ее брата, в т.ч. подсудимый Павлов В.В. От КК В.Я. ей стало известно, что Павлов В.В. зарегистрировал в данной квартире иностранных граждан, хотя последние в квартире никогда не жили и не находились.
Из показаний свидетеля ПП И.В. суду известно, что с 2018 года он зарегистрирован и проживает по адресу: г. Братск, <адрес>, совместно со своей сожительницей КК В.Я. В данной квартире имеют прописку его родные братья ПП В.В., ПП П.В., родная сестра ПП Е.В., ее сын СС А.П. В данной квартире они с КК проживают вдвоем, иностранные граждане в квартире никогда не проживали. О том, что брат Павлов В.В. поставил иностранных граждан на миграционный учет по адресу их регистрации узнал от сотрудников полиции. (т. 1 л.д. 157-159)
Из показаний свидетеля КК В.Я. суду известно, что за период проживания по адресу: г. Братск, <адрес>, совместно с сожителем Павловым И.В. иностранные граждане в квартире никогда не проживали. (т. 1 л.д. 155-156)
Согласно сведениям Государственной информационной системы миграционного учета и адресной справки РИЦ ООО «БКС» по адресу: г. Братск, <адрес>, на основании договора социального найма <данные изъяты> зарегистрированы ПП. (т. 1 л.д. 86, 163)
Из протокола осмотра места происшествия от 4 ноября 2024 года установлено, что квартира <адрес> в г. Братске пригодна для проживания, имеются предметы мебели и быта. (т. 1 л.д. 77-80)
Из показаний свидетелей АА Ю.А. и КК А.В. суду известно, что они проживают по соседству <адрес> в г.Братске. Иностранных граждан в данной квартире никогда не видели. (т. 1 л.д. 197-198, 199-200)
Из показаний свидетеля КК А.Х.у суду известно, что в г.Братск он приехал на заработки примерно в марте 2024 года. По приезде устроился на работу в ООО «Теплоком», стал проживать на производственной базе. Хотел, чтобы его сразу поставили на учет по месту фактического проживания, однако ему сказали, что сразу его зарегистрировать по данному адресу не смогут, так как у него нет патента. Поскольку ему необходимо было где-то зарегистрироваться, чтобы его не депортировали, в марте 2024 года обратился к гражданину Узбекистана, который давно проживает в г. Братске и уже имеет гражданство РФ, передав тому необходимые документы и деньги, который пообещал помочь с постановкой на учет, однако он не планировал жить там, где его поставят на регистрационный учет, т.к. планировал жить на производственной базе, чтобы было ближе ходить на работу. Через какое-то время ему передали корешок листа уведомления о прибытии иностранного гражданина, в котором был указан адрес места жительства: г. Братск, <адрес>. (т. 1 л.д. 201-203)
Приведенные выше доказательства получены в предусмотренном законом порядке, проверены в судебном заседании, при этом судом не установлено данных, которые ставили бы под сомнение их допустимость и достоверность. Все они являются относимыми к предъявленному подсудимому обвинению, не имеют между собой существенных противоречий, взаимно дополняют друг друга и конкретизируют последовательность действий подсудимого. Показания неявившихся в судебное заседание свидетелей СС оглашены на основании ч.1 ст.281 УПК РФ по ходатайству государственного обвинителя с согласия стороны защиты. Оснований к оговору подсудимого кем-либо из допрошенных в ходе расследования уголовного дела лиц судом не установлено, стороной защиты таковых не указано. Перед допросом свидетели предупреждались как об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, так и о том, что их показания могут быть в дальнейшем использованы в качестве доказательств по делу. Протоколы следственных действий оформлены с соблюдением требований УПК РФ, изложенные в них сведения согласуются как между собой, так и с показаниями допрошенных по делу лиц, соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным в судебном заседании, стороной защиты не оспорены.
Совокупность приведенных доказательств суд находит достаточной для признания подсудимого виновным в совершении преступления, обстоятельства которого изложены в описательной части приговора.
Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации регламентируется в числе прочих Федеральным законом № 109 – ФЗ от 18 июля 2006 года «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», Федеральным законом № 115 – ФЗ от 25 июля 2002 года «О правовом положении иностранных граждан в Российской федерации», а также Постановлением Правительства РФ № 9 от 15 января 2007 года «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан в Российской Федерации».
Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона № 115 – ФЗ от 25 июля 2002 года иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона № 109 – ФЗ от 18 июля 2006 года местом пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации является жилое помещение, не являющееся местом жительства, или иное помещение, в котором иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (регулярно использует для сна и отдыха), либо организация, по адресу которой иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона (п.4); принимающей стороной может выступать гражданин РФ, предоставивший в соответствии с законодательством Российской Федерации для фактического проживания иностранному гражданину или лицу без гражданства жилое или иное помещение (п.7). Согласно указанному Закону иностранные граждане и лица без гражданства подлежат миграционному учету, который включает в себя регистрацию по месту жительства и учет по месту пребывания, а также фиксацию иных сведений, установленных настоящим Федеральным законом. В соответствии со ст. 20 этого же Закона иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ч.1); уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания представляется в орган миграционного учета принимающей стороной или непосредственно данным иностранным гражданином в случаях, предусмотренных частями 3 - 3.5 и 4 статьи 22 настоящего Федерального закона (ч.2).
Согласно ч.ч.1, 2 ст.22 Федерального закона № 109 – ФЗ от 18 июля 2006 года постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания, представляемых в соответствии с настоящей статьей. Для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания: 1) иностранный гражданин: а) по прибытии в место пребывания предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве, а также миграционную карту (за исключением случаев освобождения иностранного гражданина от обязанности по заполнению миграционной карты в соответствии с международным договором Российской Федерации); б) после направления принимающей стороной уведомления о его прибытии в место пребывания получает от нее отрывную часть бланка указанного уведомления, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 - 3.5 и 4 настоящей статьи; 2) принимающая сторона с соблюдением сроков, установленных частями 3 и 3.1 статьи 20 настоящего Федерального закона: а) представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно - лично или в электронной форме, либо через многофункциональный центр либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением или с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи (в случае, предусмотренном частью 10 настоящей статьи), за исключением случаев, предусмотренных частями 3 - 3.5 и 4 настоящей статьи; б) передает иностранному гражданину отрывную часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания.
В силу ч.8 ст.22 Федерального закона № 109 – ФЗ от 18 июля 2006 года форма уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, перечень сведений, содержащихся в указанном уведомлении, требования к его оформлению, порядок его направления в орган миграционного учета, в том числе в электронной форме, форма выражения принимающей стороной согласия на фактическое проживание (нахождение) у нее иностранного гражданина, перечень прилагаемых к нему документов, а также сроки хранения указанного уведомления в органе миграционного учета, организации федеральной почтовой связи или многофункциональном центре устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 13 настоящего Федерального закона.
Согласно постановлению Правительства РФ № 9 от 15 января 2007 года «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан в Российской Федерации», которым утверждены Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, в уведомлении о прибытии должны быть указаны сведения об иностранном гражданине, в том числе фамилия, имя, отчество, гражданство (подданство), дата и место рождения, дата въезда в Российскую Федерацию, серия и номер миграционной карты, заявленные сроки пребывания, адрес места пребывания, а также данные о физическом лице, выступающем в качестве принимающей стороны: фамилия, имя, отчество, вид и реквизиты (серия, номер, дата выдачи, срок действия) документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства. Принимающая сторона свое согласие на временное нахождение у нее иностранного гражданина выражает подписью на оборотной стороне уведомления о прибытии. Иностранный гражданин для заполнения бланка уведомления о прибытии предъявляет миграционную карту (для временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина). Принимающая сторона заполняет бланк уведомления о прибытии на каждого иностранного гражданина, подлежащего постановке на учет по месту пребывания в соответствии с настоящими Правилами. Лицо, подающее уведомление о прибытии в отдел по вопросам миграции, многофункциональный центр, организацию федеральной почтовой связи или администрации гостиницы обязано представить документ, удостоверяющий его личность.
Анализ приведенных норм в их взаимосвязи свидетельствует, что при постановке иностранного гражданина на учет по месту пребывания необходимо, чтобы иностранный гражданин фактически проживал по месту пребывания, по которому он поставлен на учет. Между тем, в судебном заседании установлено, что подсудимый Павлов В.В. фиктивно поставил на учет четверых иностранных граждан по месту пребывания в Российской Федерации, а именно по месту своей регистрации, представив в органы миграционного учета заведомо недостоверные сведения путем заполнения уведомлений о прибытии иностранных граждан в место пребывания, при этом место пребывания иностранным гражданам фактически не предоставил и предоставлять намерения не имел.
Согласно примечанию к ст.322.3 УК РФ под фиктивной постановкой на миграционный учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации понимается постановка их на учет по месту пребывания в Российской Федерации на основании предоставления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов, либо постановка иностранных граждан или лиц без гражданства на учет по месту пребывания в Российской Федерации в помещении без их намерения фактически проживать (пребывать) в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для фактического проживания (пребывания).
С учетом изложенного суд квалифицирует действия подсудимого по ст. 322.3 УК РФ, как фиктивная постановка на учет иностранного гражданина по месту пребывания в Российской Федерации.
Учитывая положения ст. 10 УК РФ, согласно которым уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание и иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет, действия Ивлева В.Н. суд квалифицирует в редакции Федерального закона от 12 ноября 2018 года № 420-ФЗ, действовавшей на момент совершения преступления.
Согласно заключению комиссии судебно-психиатрических экспертов <данные изъяты>
Суд доверяет приведенному выше экспертному заключению, поскольку оно дано компетентными лицами, имеющими специальное образование и познания в области психиатрии, а также длительный стаж работы по специальности. Выводы экспертов последовательны, научно обоснованы, не имеют противоречий, соответствуют установленным судом обстоятельствам, поведению подсудимого в судебном заседании.
Учитывая заключение экспертов, адекватность поведения подсудимого, поскольку он понимает значение и последствия судебного разбирательства, отвечает на вопросы в плане заданного, суд приходит к выводу о вменяемости Павлова В.В., который подлежит уголовной ответственности за содеянное.
Определяя вид и размер наказания, суд учитывает положения ст.43 УК РФ, согласно которым наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений, обстоятельства, предусмотренные ст.60 УК РФ, т.е. характер и степень общественной опасности совершенного преступления, относящегося на момент его совершения к категории преступлений небольшой тяжести, направленного против порядка управления, наличие смягчающих наказание обстоятельств, влияние назначенного наказания на исправление подсудимого, условия жизни его семьи.
Согласно материалам уголовного дела и в судебном заседании установлено, что подсудимый Павлов В.В. неснятых и непогашенных судимостей не имеет, состоит на учете у нарколога (т. 1 л.д. 231), имеет хроническое заболевание, по поводу которого состоит на учете (т. 1 л.д. 236), является ограниченно годным к военной службе (т. 1 л.д. 238-241). Согласно сведениям участковых уполномоченных полиции по месту регистрации не проживает, по месту жительства характеризуется посредственно, в злоупотреблении алкоголем не замечен, жалоб от соседей не поступало, на учете в органах полиции не состоит (т. 1 л.д. 243, 245). Холост, иждивенцами не обременен, имеет временные заработки.
В качестве обстоятельств, смягчающих наказание, суд в соответствии с ч. 2 ст. 61 УК РФ учитывает признание вины, раскаяние в содеянном, неблагополучное состояние здоровья подсудимого.
Суд не усматривает в действиях подсудимого активного способствования раскрытию и расследованию преступления, поскольку факт фиктивной постановки Павловым В.В. на учет иностранных граждан по месту своей регистрации установлен сотрудниками правоохранительных органов, доказательственная база собрана на основании сведений отдела по вопросам миграции МУ МВД России «Братское». Сам по себе факт признания Павловым В.В. вины в совершении преступления и признание фактических обстоятельств дела, не свидетельствуют о совершении подсудимым активных действий по оказанию содействия в раскрытии и расследовании преступления.
Обстоятельств, отягчающих наказание, предусмотренных ст.63 УК РФ, не установлено.
Исключительных обстоятельств, связанных с целями и мотивами преступления, ролью виновного, его поведением во время или после его совершения, а равно иных обстоятельств, существенно уменьшающих степень общественной опасности преступления, что позволило бы применить при назначении наказания положения ст. 64 УК РФ, судом не установлено. Не является таковыми и совокупность указанных выше смягчающих обстоятельств.
Учитывая изложенное в совокупности, суд приходит к выводу о необходимости назначения наказания в рамках ст. 322.3 УК РФ в виде штрафа. Оснований для применения положений ч.1 ст.62 УК РФ не имеется. Принимая во внимание имущественное положение подсудимого, отсутствие у него дохода, позволяющего единовременно уплатить сумму штрафа, суд полагает возможным рассрочить выплату штрафа на основании ч.3 ст.46 УК РФ.
Кроме того, суд приходит к убеждению о необходимости возложить на подсудимого Павлова В.В. обязанность пройти лечение от наркомании и медицинскую и социальную реабилитацию, в соответствии с ч. 1 ст. 72.1 УК РФ, поскольку согласно заключению судебной экспертизы у него установлены признаки наркотической зависимости от опиоидов, в связи с чем, он нуждается в принудительном лечении от наркомании, которое ему не противопоказано. Контроль за исполнением осужденным обязанности пройти лечение от наркомании и медицинскую и социальную реабилитацию осуществляет уголовно-исполнительная инспекция.
Судьбу вещественных доказательств разрешить в соответствии с положениями ст. 81 УПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.302-304, 307-309 УПК РФ, суд
приговорил:
Павлова Василия Владимировича признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 322.3 УК РФ (в редакции Федерального закона от 12 ноября 2018 года № 420-ФЗ), и назначить ему наказание в виде штрафа в размере 100000 (Ста тысяч) рублей с рассрочкой выплаты на 15 месяцев с ежемесячной уплатой штрафа в следующем размере: в первый месяц 6200 (Шесть тысяч двести) рублей, во второй и последующие месяцы 6700 (Шесть тысяч семьсот) рублей.
Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам: <данные изъяты>
В силу ст. 72.1 УК РФ обязать осужденного Павлова Василия Владимировича пройти лечение от наркомании и медицинскую и социальную реабилитацию. Контроль за исполнением осужденным указанной обязанности возложить на уголовно-исполнительную инспекцию.
Меру пресечения Павлову В.В. в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении до вступления приговора в законную силу оставить прежней, после вступления приговора в законную силу – отменить.
По вступлении приговора в законную силу вещественные доказательства: <данные изъяты>.
Приговор может быть обжалован в Иркутский областной суд через Братский городской суд Иркутской области в течение 15 суток со дня постановления. В случае подачи апелляционной жалобы, осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции.
Председательствующий
судья Н.Е. Большакова
Приговор вступил в законную силу 3 апреля 2025 года
